Йога - определяет себя как путь к совершенству. В классическом понимании йога подразумевает несколько ступеней,
последовательно переходя от морали к работе над физическим телом и далее к духовным практикам.
Буквально в двух словах составим представление что такое вообще йога, не вдаваясь ни в какие подробности.
Корнями йога уходит в учение Вед, а то что мы понимаем под йогой сейчас было записано позже мудрецом Патанджали около 2000 лет назад,
как говорит предание. Считается, что существует тысяча направлений йоги.
Первые две ступени - правила Ямы и Ниямы (несколько правил этики и отношения к жизни, см. ниже).
Известная многим Хатха-Йога, то есть нахождение в определённых йоговских позах - это даже не направление Йоги,
а всего лишь третья ступень в самосовершенствовании - гимнастика.
За Хатха-Йогой следует четвёртая ступень - Пранаямы, дыхательные упражнения.
И далее - три более высокие уровни, связанные с медитацией (Дхарана, Дхияна и Самадхи).
Для поправки здоровья при помощи Йоги вполне можно ограничиться Хатха-Йогой, а если есть возможность - дойти и до Пранаям.
Заниматься или нет медитациями дальше - это каждый сам решает.
Вопрос здесь только в вашем вероисповедании, но об этом ниже.
Ни в коем случае нельзя пренебрегать первыми двумя ступенями йоги, в которых говорится о морали и самодисциплине.
Дело не в том, что надо "хорошо себя вести" и правильно относиться к жизни.
Здесь важно понять, что даже современные врачи говорят, что множество наших болезней - "от нервов".
А если шире, то - наше отношение к жизни определяет и наше здоровье.
Если человек зол, груб, обуреваем страстями наживы, то у него и психика соответствующая,
а отсюда нарушения в балансе гормонов и дальше - прямой путь к нарушениям в здоровье.
Поэтому чистота мыслей и доброе отношение к окружающему миру и людям - прежде всего.
Это восстановит ваш внутренний баланс, это фундамент здоровья, без которого бесполезно заниматься упражнениями и пить лекарства.
Йога и православие
Всего несколько слов к вопросу "Можно ли православному заниматься Йогой".
Вопрос далеко не праздный...
Если, Вы прочитали выше что такое Йога, то поняли, что до тех пор,
пока вы занимаетесь здоровьем своего тела и соблюдаете "общечеловеческие" правила поведения Ямы и Ниямы,
ничего особого с вашей верой не происходит. И это относится к любой религии, которая не призывает к насилию.
Скорее даже наоборот - чем вы здоровее физически и духовно, тем полнее чувствуете жизнь,
а значит можете больше отдать окружающим, не чувствуя потребности что-то придержать "для себя".
Правила Ямы и Ниямы не противоречат Православию. Но не являются заменой Заповедям - просто сравните.
10 Заповедей Божьих
Верь в единого Господа Бога;
Не создавай себе кумиров.
Не произноси имя Господа Бога напрасно.
Всегда помни о дне выходном.
Почитай и уважай родителей.
Не убий.
Не прелюбодействовуй.
Не укради.
Не лги.
Не завидуй.
7 грехов смертных
Гнев;
Серебролюбие.
Зависть и тщеславие.
Чревоугодие.
Гордыня.
Блуд.
Уныние и ленность.
Яма - первая ступень йоги. Это запреты.
«Ахимса» - запрет на причинение вреда, насилие, убийство;
«Брахмачарья» - воздержание и умеренность во всех проявлениях, особенно в чувственных удовольствиях.
«Астея» - запрет на присвоение чужого (не укради).
«Сатья» - искренность и правдивость по отношению к себе и к другим людям.
«Апариграха» - не принятие даров, необладание, запрет на желание обладать чем-то.
Нияма – вторая ступень йоги. Это наоборот, - то что нужно делать.
«Шауча» - соблюдение внешней и внутренней чистоты.
«Сантоша» - удовлетворенность; довольство тем, что есть; пренебрежение к любым неудобствам.
«Тапас» - самодисциплина, накопление внутренней энергии и направление её к высшему.
«Свадхиайя» - постоянное самообразование; развитие ума; поиск новых знаний.
«Ишвара Пранидхана» - посвящение себя и своих дел Богу.
До тех пор, пока вы занимаетесь гимнастикой йоги, совмещая её с дыханием и не переходите к медитациям,
всё это - всего лишь углублённые занятия спортом, только более мягкое и глубокое.
Одно из направлений этого - Фитнес-Йога, в которой по-сути оставлена только гимнастика,
первых двух ступеней нет, а дыхательные упражнения присутствуют только номинально.
Трудности начинаются когда вы начинаете пробовать медитировать.
Здесь начинаются разговоры о достижении конечной цели - о состоянии Самадхи, о слиянии сознания с Вечностью,
то есть об исчезновении вас как отдельно мыслящей сущности.
Это в корне противоречит Православию, которое говорит о Воскресении и Спасении для жизни вечной именно вас,
то есть о существовании человека как отдельной личности.
Мысль о растворении противоречит вашему разговору с Богом во время христианской молитвы и исповеди, потому что -
растворённая в Вечности сущность уже не может вести такого разговора, - вас нет, некому говорить, некого спасать.
И ещё. Внимательно смотрите кем написана та или иная книга по Йоге или Аюрведе.
Дело в том, что приёмы Йоги и Аюрведы широко используются в Индуизме, Кришнаизме и Буддизме.
В частности - в книге кришнаитов "Бхагават Гита".
Если вы не являетесь последователеями этих вероучений,
то нужно уметь отделять объяснение учения Вед, от того, что к Ведам не относится, а является частью этих религий.
Если такие авторы пишут о Йоге или Аюрведе, то они невольно дополняют свой рассказ "отсебятиной",
которую лучше отсеивать (упоминания о богах, демонах и тому подобное).
Так что, трезво оцените свои способности к критическому прочтению книг.
Так же хорошенько подумайте - хватит ли у вас мудрости вовремя остановиться при необходимости и не увлечься тем,
что возможно противоречит вашим сегодняшним вооззрениям.
Христиантсво настороженно относится к сверхъестественным способностям, которых достигают Йоги.
Но надо знать и то, что в класической Йоге развитие сверхчувственных восприятий вроде ясновидения тоже считаются нежелательными,
поскольку препятствуют духовному росту, отвлекая силы и внимание.
Самый яркий примером являются индийские факиры - это йоги, которые остановились в своём развитии,
поддавшись соблазну использовать свои сверхспособности способности для личных целей.
Сказанного достаточно для мыслящего человека.
Вы сами определите чего именно Вы хотите и во что верите.
При этом вряд ли разумно пренебрегать глубокими знаниями Йоги о человеческом теле.
Понимая, что и как внутри нас работает, применяя некоторые упражнения и правильный подбор пищи именно для Вас,
можно добиться гораздо большего, чем если следовать общим рекомендациям спортивных тренеров и диетологов.
Впрочем, вопрос самого подбора относится скорее к родной сестре Йоги - к Аюрведе.